Николай Фомич Ивченков
92 года,
Ветеран Великой Отечественной войны.
Работал на Дорогобужской ТЭЦ.
Ночью 9 мая приехал в часть командир, нас всех подняли по боевой тревоге, построили. А потом объявили, что война закончилась. Днем в штабе флотилии прошел торжественный митинг, и всех отправили в увольнение.
«
»
Оккупация

В нашу деревню Осипы Руднянского района немцы пришли 19 июля 1941 года. Мне еще не было 14. Боев не было. Многие ушли в леса, мы с семьей тоже, с нами сестра матери с тремя детьми (муж ее стал партизаном). Вернулись только в сентябре 1943-го. Жили потом в амбаре — 9 душ детей и 4 солдатки. От деревни из 23 домов только и осталось 3 дома и амбар.

Война

Я не любитель про войну рассказывать. Потому что для меня она была очень тяжелая и вредная. Мне было 17 лет, когда пришло время ехать в военкомат. Призывался я 2 марта 1945-го из Морозовского сельсовета Руднянского района. На сборный пункт прибыло два офицера Военно-Морского флота, построили нас и спросили: «Кто желает пойти служить в Днепровскую военную флотилию? Выйти из строя!» Мы втроем с ребятами вышли, подравнялись, потом еще несколько присоединились. Нас записали. А через несколько дней приходит команда — собрать свои вещи и ехать на вокзал. Привезли нас в Фюрстенберг в Германию (Земля Бранденбург), в 80 км от Берлина. Сначала были в полуэкипаже, а через полтора месяца нас отправили на корабль. Все время своей службы в ВМФ я провел на быстроходных бронекатерах длиной 60 метров и шириной 3 метра.
Как загрузили на корабль, меня отвели в моторный отсек и сказали «Будешь мотористом!» А я мотора живого не видел никогда, только знал, что в деревню раз в неделю приходила какая-то машина. А сам двигатель впервые увидел на флоте. Подготовка была недолгая. Четыре раза меня прогонял механик — чтоб я быстро в отсек запрыгивал и правильно готовил мотор к запуску. Потом показал, как заряжать аккумуляторы, включать компрессор и сам двигатель. Дежурный офицер разрешил мне, как новичку, три раза запустить мотор. И все, так за полчаса я стал мотористом.
Через два дня — выход на воду. Механик командует: «Становись к левому мотору!». На правом — командир поста. Открываю масло, бензин, запускаю «бабину». На случай, если аккумуляторы выходили из строя, рядом стояло 4 баллона с сжатым воздухом давлением 40 атмосфер.

А потом началась переправа… С реки Одер через лесок был проложен канал, соединенный с небольшой речкой Шпрее. Канал так и назывался «Одер-Шпрее». Он был шириной метров 40, 4−6 метров глубиной. Через него наша флотилия переправляла войска на Берлин. Помню, все кубрики были набиты солдатами, только на носу не стояли, чтобы было место для поворота башни с орудием. Высаживали и сразу же обратно. Возвращаемся в пункт на берегу, а там снова солдат видимо-невидимо. Целой бригадой переправляли — а это 4 дивизиона по 16 кораблей в каждом. Шли один в один. В небе переправу прикрывали наши самолеты, а с берега — огонь зениток (был приказ Жукова не допустить вражеского налета на канал).

Сами корабли шли в маскировке. У нас на корме стояла емкость объемом 150 литров, полтора метра длиной, заполненная дым-смесью. Чтобы ее прокатить вдоль борта, нужно было 6 матросиков, очень тяжелая. Тянешь за 2 кольца, смесь выбрасывается на воду. Как только соприкасалась с водой, появлялся дым. Так и переправляли: с одного борта — фальшмаскировка, с другого — дымовая завеса. Этот газ был очень едкий. Мы новичкам его действие показывали на ржавых ведрах, которые после действия смеси сверкали как серебряные, настолько она выедала всю грязь.

С газом я лично не соприкасался. Заправлять эту бочку можно было только в присутствии технического офицера. Однажды разгружали на берег корабли, из одной такой бочки выскочила пробка — все сразу отскочили метров на 50−70. Потом в нашем лагере месяца полтора не было никаких насекомых, настолько вредная была.

А у нас, в моторном отсеке, что творилось? Отсек маленький — 4,5 на 3 метра — два моториста еле расходились. Люк открывать не разрешалось — снаружи же едкая дымзавеса. А внутри — жарища: температуры меньше 40−50 градусов не бывало. Воздух внутри затравлен, дышать нечем. В голову постоянно бил сильный шум — двигатели гудели без конца, да еще снаружи пули били по бронированному корпусу — не пробивали, но отскакивали с таким звуком, как будто по листу железа бросают горсти камушков. Жутко вспоминать.

Только высадим солдат, командир с рубки телеграфом снова начинает работать бесперебойно, тросики тянет и стрелка скоростей как часовая бегает «Малый ход!», «Средний ход!», «Полный ход!». А как «Полный назад!» — все внутренности прямо к горлу подступают. Попробуй корабль весом 65 тонн на скорости 90 км/ч остановить! Рядом аптечка была, мы хватали нашатырный спирт, вату обольем и держим возле носа — губы облазили, с красными ртами ходили. Только так не падали в обмороки. По 14 часов работали — вместо положенных трех-четырех. Выходишь — дурак дураком: ничего не слышишь и не соображаешь. Кажется, упал бы и уснул. Были мотористы, которые теряли сознание. Так на переправе я провел 4 дня. Потом Берлин взяли.
9 мая

Ночью приехал в часть командир, нас всех подняли по боевой тревоге, построили. А потом объявили, что война закончилась. Днем в штабе флотилии прошел торжественный митинг, и всех отправили в увольнение.

Служба и работа

Служба моя в Германии продолжалась. Учили новеньких. В Союз вернулись только в 1947 году. Как-то пришел ко мне механик отряда и говорит: «Вот, Ивченков, мотор ты знаешь, без механиков все можешь сделать, но ты не моторист, потому что теорию механики не знаешь. Надо ехать в Киев учиться». В 1948 году поехал я в Учебный отряд Военно-Морского флота. Отучился 10 месяцев, получил звание моториста 2-го класса. После я 2,5 года служил в Вене, в основном — стоял в дозоре на реке Дунай, выслеживал шпионов. У нас был свой особый отдел, свой «контрик», или безопасность. И он нам говорил: «Едешь в поезде, идешь по улице — набери в рот воды. Знай, что тебя в радиусе 10−15 метров будет сопровождать шпион!»

В дозоре помню случай: видим — плывет желтая акация, показалось, что под ней какой-то предмет. Просигналили командиру. Наш корабль шел навстречу дереву тихеньким ходом — оно уклонялось. Решили по курсу акации выставить сеть. Когда корабль поравнялся с деревом, «предмет» оказался водолазом. Голубчик попытался отцепиться и уйти на дно, но попал прямо в сеть. «Контры» забрали его.

Служил я 6 лет и 7 месяцев. После демобилизации работал на электростанции в Бресте, на энергопоезде в Сафоново подавал свет в шахты. Там же и жена моя, Валентина, работала. А когда в 1956 году построили Дорогобужскую ГРЭС, я лично беседовал с директором, и меня взяли на работу. До 1969 года работал машинистом, пускал три турбоагрегата на Дорогобужской ТЭЦ. А потом врачи поставили профзаболевание и запретили работать в турбинном цехе. После службы меня постоянно мучили головные боли, последствия постоянных вибраций и шума.

Семья

У меня двое детей — дочь Тамара и сын Николай. Помогают мне, всегда рядом. Люблю, когда приезжает внук Женя из Санкт-Петербурга, профессиональный саксофонист. Уже лет 10 служит в военном оркестре «Военно-морской академии», несколько раз он участвовал с оркестром в параде на Красной площади, смотрели его по телевизору.